Кубрик: фильмы гения или сумасшедшего? Список всех кинокартин режиссера

Имя Стэнли Кубрика известно всем. Не известно? Неужели вы не смотрели «Космическую одиссею»? Ну хотя бы «Сияние»-то видели?.. Фильмография Кубрика специально для тех, кто не видел или хочет увидеть больше.Данная статья предназначена для лиц старше 18 летА вам уже исполнилось 18?

Если вы все-таки видели любой из фильмов этого режиссера, вы не можете не отметить, что его картины — совершенно особенные произведения искусства. Почему картины Кубрика не похожи ни на какие другие, что делает его особенным?

Наверное, это одержимость идеей. Как и большинство его героев, автор абсолютно одержим. Фильм мог сниматься много месяцев, год или два, и не потому, что актеры плохо играли, а потому, что они играли не так, как хотелось режиссеру. Поэтому каждый даже самый крохотный дубль мог сниматься практически по 100 раз. Перфекционизм Кубрика не раз доводил актеров до нервного срыва. Нервное истощение актеров в какой-то степени помогало им исполнять свои роли в полных мрачного смысла картинах. Впрочем, и сам режиссер пострадал от такой преданности делу: через несколько дней после окончания съемок своего последнего фильма он скончался.

Другая отличительная черта кубриковского стиля — визуальная безупречность кадра. Не зря его называли «архитектором кинематографа». Кубрик стремился поломать известные каноны кино, поэтому отказывался от искусственного освещения в пользу естественного.

На первый взгляд, все просто: каждый фильм делится на части, иногда они даже обозначаются титрами. На экране происходят простые вещи, но во время этих самых обыкновенных вещей, сопровождаемых ненавязчивой тревожной мелодией, напряжение зрителя нарастает с необыкновенной силой, и к моменту окончания сцены уже просто невозможно сдержать чувства.

И тут наступает самое странное. Действие заканчивается, тревожная музыка обрывается, и происходит… ничего. Никто не взрывается, не умирает, не дерется, никакое существо не выскакивает из-за угла и не съедает персонажа. Действие просто продолжается, и зрителю приходится снова и снова переживать эти эмоциональные качели.

Стэнли Кубрик стал режиссером нескольких документальных короткометражек и 13 художественных фильмов. Расскажем о них в хронологическом порядке.

Фильмы кубрика: список художественных картин

Страх и вожделение — 1953

Это первая лента автора. Она разительно отличается от поздних работ, и сам Кубрик смущался каждый раз при ее упоминании, потому что считал любительской и недостаточно идеальной. Он постарался уничтожить все копии фильма, но ему это не удалось, поэтому посмотреть черно-белую ленту свободно можно посмотреть в интернете.

В центре повествования — война без названия, без противника, без героя. Абстрактная война, на которой нет правых и виноватых, есть только страх и особенный военный психологизм. Но появление молодой девушки ломает всю эту картину и вносит сумятицу в сознание героев. Теперь кроме страха им приходится бороться со своими желаниями.

Поцелуй убийцы — 1955

В основе часового фильма лежит любовный треугольник с детективной подоплекой. Спасенная боксером Дэйви танцовщица Глория влюбляется в него и уходит от Винсента, который хотел ее убить. Теперь он хочет убить Дэйви, но вместо него смерть настигает его друга. Боксер с танцовщицей хотят сбежать из города, но все не так-то просто.

Хороший нуар, который приятно смотреть даже сейчас, когда тема любви и криминала стала такой избитой.

Убийство — 1956

Наверное, можно сказать, что с этого фильма начался Кубрик — такой, каким его знают тысячи кинолюбителей. Здесь есть все то, что присуще его позднему стилю: цинизм на грани чернухи, закадровый голос, которые не является ни героем, ни повествователем, документальная точность в деталях (в этом случае — преступления).

Не связанные на первый взгляд герои становятся соучастниками ограбления, план которого разработан настолько точно, что все должно пройти идеально. Но, разумеется, не тут-то было. Еще более классический нуар, изюминку которому придают кубриковские новшества съемки.

Тропы славы — 1957

Это еще один фильм на военную тематику, в котором страх войны переходит на новый уровень и становится всеобщим безумием. Генералы приказывают начать заранее обреченную на провал операцию, а затем казнят солдат за провал. Отношения героев меняются за доли секунд, и для этого достаточно одного взгляда, одного звука, одной песни. Никто не в силах понять, как появляется и развивается необходимость военных действий, но покончить с этим можно — это основная мысль, которую декларирует практически пацифистский финал картины.

Здесь проявилась еще одно свойство, которое стало отличительной чертой работ режиссера — мультижанровость. Здесь же и одна из самых длинных панорам, снятая в окопах. Фильм снят на основе сюжета книги, как и несколько других более поздних картин.

Спартак — 1960

Это первый цветной фильм режиссера. Снят он также по книге («Спартак» Говарда Фаста), но с добавлением огромного пласта разных подтекстов. Здесь и политика, и расовые проблемы, и вопросы однополой любви, а саму картину долго ассоциировали с движением «левых» — и небезосновательно.

Работа над этим фильмом была тяжелой для Кубрика, потому что он был наемным режиссером для картины, и не имел полной свободы действий. Прямо или косвенно, Спартак проходит через многие фильмы от начала кинематографа до современности. Эта лента — не исключение. Она рассказывает о восстании раба-гладиатора и его судьбе. Хорошо или плохо, и чем это повествование отличается от других, узнаете, посмотрев фильм.

Лолита — 1962

Это экранизация известного романа, написанного в 1955 году. Казалось, что практически за 10 лет шумиха вокруг него должна была улечься, но в Америке Кубрик не смог бы снять картину по такому сценарию, поэтому ему пришлось переехать в более свободную во взглядах Англию. Там он и остался до конца жизни.

Содержание книги и фильма, наверняка, вам известно: это история любви взрослого мужчины и 12-летней Лолита, которая по ходу повествования становится еще и его падчерицей. Скользкие темы и откровения героев в книге переданы открыто. Как решил эти вопросы Кубрик?

Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу — 1964

Если вам кажется, что черный юмор — это прерогатива кинематографа только последних лет, вы ошибаетесь. Этот фильм напичкан едкой сатирой, как новостные заголовки времен Холодной войны о гонке вооружений. Эта аналогия не случайна — фильм как раз и является сатирой на политику того времени.

Безумно напоминающий «Колыбель для кошки» Курта Воннегута, этот фильм-хаос воспроизводит весь абсурд политики ядерных держав. США случайно запускает ядерные ракеты на СССР, и остановить их может только один командир, который уже давно не в себе, и который предпочтет унести секретный код с собой в могилу, чем кому-то его выдать. В свою очередь, лучшие умы Советов придумали на этот случай машину, которая уничтожит все живое на Земле, как только ракета коснется поверхности страны. Чем закончится этот балаган?

Космическая одиссея 2001 — 1968

Эта картина стала классикой научно-фантастического кинематографа. Кто кого превосходит: человек искусственный интеллект или ИИ человека? Кто выживет в ходе экспедиции на Марс — пилоты НАСА или компьютер с искусственным интеллектом, который к тому же еще и имеет скрытую цель?

Таинственные артефакты и межзвездные пространства Кубрика не описать словами.

Заводной апельсин — 1971

Культовым «Заводной апельсин» стал уже после выхода книги. А неоднозначные отзывы о фильме только подогревали интерес к нему. Здесь Кубрик не постеснялся и позволил зрителю в полной мере оценить сцены насилия и хаоса, да еще и под классическую музыку. Это сыграло с ним злую шутку — быстро появились подражатели, которые стремились воплотить все эти картинки в жизнь. Кубрик быстро изъял картину из проката, и возвращена на экраны она была только после его смерти.

Барри Линдон — 1975

Это трехчасовая история о похождениях авантюриста, по имени которого назван фильм. К слову, тоже экранизация книги. Приключения Барри Линдона сняты в абсолютно кубриковской манере: здесь не только кадровая, но и повествовательная симметрия, весь искусственный свет заменен на свечи или естественное освещение. Кстати, именно для этого НАСА изготовили уменьшенные копии объективов для наблюдения за звездами, поскольку только они могли уловить большое количество света, не испортив кадр.

Сияние — 1980

Эта лента с Николсоном, наверное, одна из самых известных картин режиссера. Экранизированный одноименный роман Стивена Кинга силен как раз потому, что снят Кубриком. Напряжение в кадре нарастает прямо пропорционально напряжению на съемочной площадке — на съемках этой картины Шелли Дюваль заработала нервный срыв, да и Николсону пришлось несладко.

Сюжет хоррора довольно прост: писатель со своей женой и сыном переезжает в отель «Оверлук», чтобы охранять его всю зиму. По слухам, в этом отеле сошел с ума ни один смотритель, но Джека это не останавливает. Очень быстро сумасшествие добирается и до него.

Цельнометаллическая оболочка — 1987

Очередная картина с военной тематикой, на это раз — о войне во Вьетнаме. Осмысление бессмысленности, адской жестокости и бесполезности военных действий никогда. Кого-то война заставляет убивать других, кого-то — себя, а кто-то просто размышляет об этом. Этот фильм — практически поэма без героя.

С широко закрытыми глазами — 1999 (последний фильм)

Необычный слоган «Круз. Кидман. Кубрик.» очень точно раскрывает замысел фильма и его исполнение. Это история о супружеской паре, которая испытывает сильную потребность в реализации своих тайных сексуальных желаний. Но недаром говорят, что своих желаний нужно бояться, и эта пара — лучшая тому иллюстрация.

В 2001 году был снят биографический фильм о Стэнли Кубрике «Жизнь в кино».

Источник: 1000sovetov.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий