Turn It Off. Игра окончена

Turn It Off — нерегулярная пятничная колонка главного редактора gg Павла Урусова, в которой он делится своим мнением о главных событиях и актуальных трендах в индустрии гаджетов и высоких технологий.

Судя по всему, 2010 год войдёт в историю как год, когда даже производителям портативных игровых консолей стало понятно, что их продукты стремительно теряют привлекательность в глазах потенциальных покупателей. И основной причиной такого развития событий стала конкуренция со стороны мобильных телефонов.

Ещё недавно игры на мобильных телефонах ассоциировались в первую очередь с тетрисом, змейкой и арканоидом, в лучшем случае — с примитивными двухмерными платформерами или столь же примитивными пошаговыми стратегиями. Низкое качество игр было обусловлено ограничениями со стороны как Java-приложений, так и низкопроизводительного «телефонного» железа. До определённого момента даже смартфоны не могли занять нишу портативных игровых устройств — Nokia, дважды терпевшая поражение с N’Gage, знает об этом лучше многих.

Вопрос производительности

Но на сегодняшний день смартфоны существенно обогнали портативные игровые приставки по производительности. Например, в Sony PSP используется 32-разрядный процессор на базе старого ядра MIPS R4000, работающий на частоте 333 МГц. В большинстве современных смартфонов высокого уровня используются процессоры с тактовой частотой 1 ГГц, построенные на базе архитектуры ARM Cortex A8, которые примерно в 3 раза быстрее, чем центральный процессор PSP. Графические ускорители в современных телефонах как минимум не уступают по производительности графическому ускорителю PSP, а некоторые (например, PowerVR SGX540 в Samsung Galaxy S и Samsung Wave) заметно опережают его.

То же самое можно сказать и о разрешении экрана — PSP со своими 480х272 точками выглядит устаревшей на фоне суперсмартфонов с их огромными разрешениями (800х480 и даже больше). Всё это позволяет разработчикам создавать для смартфонов игры, которые выглядят лучше, чем аналоги на Nintendo DS или Sony PSP.

Переход количества в качество

Ещё одним большим плюсом в пользу игр на телефонах является их доступность. Во-первых, чтобы играть на телефоне, пользователю не надо покупать портативную консоль (напомню, что на развитых рынках телефоны стоят символические деньги или вообще прилагаются в нагрузку с контрактом). Большая часть игр в магазинах приложений Apple App Store и Android Market стоит до 10 долларов за штуку, в то время как многие игры для PSP и Nintendo DS стоят более 20 долларов за штуку.

При этом количество игр для iPhone, iPod touch и iPad (37 тысяч по состоянию на 1 сентября 2010 года) существенно превышает количество игр для всех портативных консолей вместе взятых. Android заметно отстаёт от Apple iOS, но тоже держится молодцом — на сегодняшний день для него написаны более 13 тысяч игр. И хотя большинство игровых приложений для смартфонов представляют собой так называемые казуальные игры, на телефонных платформах начинает появляться всё больше и больше «взрослых» игр — таких как Mirror’s Edge, NFS Shift, Assassin’s Creed и другие хиты. Кроме того, если быть откровенным, многие казуалки по аддиктивности не уступают «большим» играм, достаточно вспомнить об Angry Birds или Plants vs. Zombies.

Ещё один плюс «телефонных» мобильных платформ заключается в том, что фактически кто угодно может написать программу для iPhone или Android, опубликовать её в соответствующем магазине приложений и — при удачном стечении обстоятельств — на следующий день проснуться богатым и знаменитым. Именно поэтому Apple App Store и Android Market пользуются такой популярностью у небольших инди-девелоперов, разрабатывающих небольшие, но интересные игры. Учитывая всё вышесказанное, не удивительно, что буквально 3 недели назад Sony начала новую рекламную кампанию для PSP, направленную именно против игр на iPhone.

Что дальше?

Многие пользователи считают, что у игр на мобильных телефонах с сенсорным экраном есть один большой недостаток по сравнению с консолями — управление. Действительно, динамичные игры со сложным управлением, особенно шутеры и файтинги, на сенсорных телефонах смотрятся (точнее, играются) как-то не очень. С этой точки зрения у портативных консолей действительно пока есть преимущество, за счёт которого они смогут удерживать аудиторию хардкорных геймеров — до того момента, пока кто-то не сделает телефон с D-падом. Например, та же Sony.

Ещё одно большое достоинство консолей — наличие специализированных сетевых сервисов (например, PlayStation Network), позволяющих не только покупать и загружать новые игры, но и вести учёт своих достижений на игровом поприще. Впрочем, скоро это преимущество будет утеряно, поскольку грядущая Windows Phone 7 поддерживает Xbox Live, а Apple уже объявила о том, что в iOS 4.1 появится поддержка сервиса Game Center, реализующего сходную функциональность.

Наконец, портативные консоли — это устройства, рассчитанные на долгий жизненный цикл, в то время как на рынке мобильных телефонов поколения меняются каждый год, причём существует устойчивая тенденция к сокращению данного периода. По этой причине, видимо, консоли всегда будут уступать по производительности телефонам топ-класса.

Пока что события явно развивались не в пользу приставок, об этом говорят хотя бы цифры продаж PSP (в июле в США — на самом большом игровом рынке мира — было продано всего 84 тысячи штук).

Что будет в будущем — предсказать несложно. Судя по всему, телефоны будут быстро вытеснять консоли, которые перейдут в разряд нишевых продуктов. А это, в свою очередь, может привести к их смерти, поскольку малый тираж консолей будет означать столь же малый тираж игр. Получается замкнутый круг, из которого производителям консолей будет очень сложно вырваться.


Источник: gagadget.com

Добавить комментарий