Что такое артхаус и как его смотреть

Каждый слышал хоть раз про фильмы артхаус. Расскажем, чем артхаус отличается от остального кино, и приведем примеры самых популярных фильмов этого направления.Данная статья предназначена для лиц старше 18 летА вам уже исполнилось 18?

Когда изобретение братьев Люмьер начинало активно использоваться, среди интеллектуальной элиты долго шли споры о том, станет ли кино называться искусством, будет ли оно так же популярно, как, например, театр. Многие не верили в то, что оно вообще будет пользоваться каким-либо спросом. Но киноиндустрия развивалась с невероятной скоростью. И буквально через пару десятков лет кинотеатры стали собирать сотни людей на премьеры фильмов, а публика жаждала все новых и новых представлений кинематографа.

Кино, как и любой другой вид искусства, со временем разделилось на два вида: массовое и элитарное, не для всех. И сегодня, когда не то что немодно, но даже стыдно быть несведущим в искусстве, вряд ли найдется человек, который если не смотрел, то хотя бы не слышал слово артхаус. Однако что это такое, не все знают, хоть и догадываются. Попробуем вместе с вами разобраться в этом термине.

Что такое артхаус

Несмотря на то, что этот термин широко используется, точного определения ему до сих пор не дали. Буквально артхаус (art house) переводится как дом искусства. В 40-х годах прошлого века в США появились дома, которые демонстрировали небольшому количеству публики фильмы, снятые не в Америке и с очевидно небольшим бюджетом. Эти места и стали называть домами искусства. Постепенно артхаус стал эвфемизмом для названия фильмов, которые демонстрировали в таких домашних кинотеатрах.

Сегодня артхаусом называют фильмы, которые показывают лишь в некоторых кинотеатрах. Артхаусное — это противопоставленное голливудскому, рассчитанное не на широкую публику, снятое небольшой киностудией или любителями кино. По-другому говорят, что артхаусное кино — это авторское независимое кино. И это, пожалуй, самое короткое и четкое определение.

Чем артхаус отличается от других фильмов

Многие кинокритики говорят, что сейчас уже сложно найти артхаусное кино в том виде, в котором оно представлялось изначально. И действительно, уже достаточно много фильмов, по праву называемых артхаусом, снимают на приличный бюджет, в них участвуют знаменитые актеры. Многие критерии, по которым совсем недавно можно было отнести тот или иной фильм к артхаусу, уже не актуальны, а многие еще не выработаны. Однако есть ряд отличительных признаков, по которым вы сможете понять, что вот он, артхаус во всей красе.

Своя атмосфера

У артхаусного фильма всегда своя особая атмосфера. Вы ни с чем ее не спутаете. Она близка к медитативной. Создается такая атмосфера за счет монтажа. Первым такую атмосферу воссоздал российский режиссер Эйзенштейн в фильме «Броненосец Потемкин». Он первым предположил, что монтаж фильма может оказать сильнейшее влияние на эмоции человека. Критики сравнивают атмосферу артхаусного кино с авторскими духами, запах от которых держится на вас еще долго после того, как вы покинули кинозал.

Условное место

Действие артхаусного фильма разворачивается в условном месте. Все происходит как в театре. Самое главное – не где, а как и с кем все случилось. Основной конфликт не во внешних обстоятельствах, а внутри персонажа. Поэтому вы нередко можете встретить картины, где герой полтора часа кинопленки не будет, как по Бродскому, выходить из комнаты, или интерьер и город будут условно нарисованы мелом на асфальте.

Никогда не знаешь, что может быть дальше

В артхаусном фильме никогда невозможно угадать, что же в конечном итоге случится с героем. Вот, скажем, перед вами абсолютный герой-меланхолик. И вы никак не ожидаете, что в финале его женой станет отъявленная проститутка. Или другой пример: вы весь фильм наблюдаете за полным неудачником, а в финале он вдруг становится невероятно богатым.

Отсутствие главных героев

В артхаусе нет главных героев. В фильме они все стоят на втором плане. Главное – показать зрителю нечто трансцендентальное и наболевшее. То, что будет чувствоваться им почти на подсознательном уровне. Так что вы даже не всегда сможете понять сходу, так кто все-таки важнее, банка колы или условный Йозеф.

Постоянная рефлексия

Личность в кадре постоянно рефлексирует. Именно личность, со своим устоявшимся взглядом на мир, со своей теорией. Да, все почти как у Достоевского, только одна теория может разворачиваться на протяжении нескольких часов фильма. И да, еще отличие — это необязательно человек, это может быть верблюд, конь, стол, дверной скрип. Но поверьте, в артхаусном кино все они — личности.

С каких фильмов начать знакомство с артхаусом

Как и в любом направлении кино, у артхауса есть режиссеры-классики и фильмы, ставшие культовыми в этой нише.

Догвилль

Страны: Нидерланды, Дания, Великобритания

Режиссер: Ларс фон Триер

В главных ролях: Николь Кидман, Пол Беттани, Харриет Андерссон

На дворе условные 1930-е годы. Молодая девушка Грейс, спасаясь от гангстеров, попадает в затерянный в горах город Догвилль, где живет всего 22 человека. Все действие происходит на съемочной площадке, на которой нет ни одной декорации. Все их заменяют мелованные рисунки на полу.

Приветливые горожане соглашаются помочь Грейс спрятаться от преступников, охотно впускают ее в свои дома и разрешают работать у них за небольшую плату. Кажется, будто жизнь девушки вот-вот начинает налаживаться. Однако все меняется, когда в город приезжает полиция и объявляет о розыске Грейс. С этих пор девушке придется столкнуться с очень многими неприятностями и неожиданностями. Фильм показывает, что с людьми может сделать страх вкупе с властью, на что они готовы будут пойти ради собственной безопасности и сохранения своей зоны комфорта.

Чай с Муссолини

Страны: Италия, Великобритания

Режиссер: Франко Дзеффирелли

В главных ролях: Джуди Денч, Мэгги Смит, Шер

Фильм представляет собой и драму, и комедию, и военную хронику одновременно. Надвигающаяся война идет фоном, в то время как на переднем плане светские беседы богемы Англии с будущим союзником Гитлера Муссолини. Здесь идет игра на багаже знаний зрителя, а показывают ему исключительно человеческие отношения, любовь и интриги, не заостряя внимания на том, что перед нами идейный основатель фашистской идеологии.

Малхолланд Драйв

Страны: Франция, США

Режиссёр: Дэвид Линч

В главных ролях: Наоми Уоттс, Джинн Бейтс, Дэн Бернбаум

Весь фильм мы наблюдаем за молодой девушкой, потерявшей память. Она выбирает себе имя, которое случайно увидела на билборде. Ритой Хейворт отправляется в Голливуд, чтобы начать новую жизнь, но прошлое не отпускает ее, и придется сперва разобраться со всеми всплывающими воспоминаниями.

Заводной апельсин

Страны: Великобритания, США

Режиссёр: Стэнли Кубрик

В главных ролях: Малкольм МакДауэлл, Патрик Мэги, Майкл Бейтс

Стенли Кубрик пытается найти ответ на вопрос, в чем же все-таки причина возросшей среди молодежи непрекращающейся преступности, как получилось, что привычные моральные устои и ценности ничего не значат в современном обществе.

Мы наблюдаем за героем — лидером банды подростков, которая творит бесчинства во всем городе. Он попадает в тюрьму, однако даже почти жестокие меры, принятые там, не могут повлиять на него после выхода из колонии.

Быть Джоном Малковичем

Страна: США

Режиссёр: Спайк Джонз

В главных ролях: Джон Кьюсак, Кэмерон Диаз,Нед Беллами

Действие картины происходит в офисе на 7,5 этаже. Все работники передвигаются по помещению на полусогнутых ногах. Именно туда устраивается неудачник кукольник Швартц. Однажды герой находит потайную дверь, которая ведет прямо в голову известному актеру Джону Малковичу. Швартц решает немного подзаработать и водить туда непрерывно экскурсии. Как на все это отреагирует хозяин головы? Ответ на этот вопрос не интересует затейника.

Источник: 1000sovetov.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий