Фейк или не фейк: как распознать поддельную новость

Новостные интернет-сообщества пестрят яркими заголовками. Но вот в чем вопрос: достойно ль доверять всему, что пишут в новостях, и как нам оказать сопротивленье морю фейков?Данная статья предназначена для лиц старше 18 летА вам уже исполнилось 18?

Вспомните, как ложная новость погубила героев известной шекспировской трагедии «Ромео и Джульетта». Бедный юноша, узнав о смерти своей любимой, решил тоже покончить с собой. Но девушка была жива, пока не увидела труп Ромео. Тогда и ей пришлось расстаться с жизнью. Конечно, практически никакая новость не заставит нас себя погубить, но усложнить жизнь может запросто.

Как распространяются фейки

Представьте, что видите заголовок: «До 2020 года все россияне должны переехать в Сибирь». Срочно отправляясь вычитывать статью, вы узнаете, что ближайший год станет для вас хлопотным: придется искать новый дом и новую работу, а это не так-то просто, потому что всему населению страны будет тесновато в одном регионе. Начнется голод, кризис, а прогнозы специалистов такие неутешительные… В общем, вы запуганы по полной программе. Чтобы поделиться этой вестью с миром, делаете репост на свою страницу и на всякий случай еще делитесь с друзьями ссылочкой, а всем домашним зачитываете новость вслух.

Именно так и расходятся фейковые новости. Обычно они рассчитаны на острую реакцию читателя, который обязательно захочет распространить сенсацию. Особенно хорошо такие новости расходятся в социальных сетях.

Согласитесь, прочитав что-то вроде «Ученые нашли способ высыпаться, не теряя времени на сон», вы тут же поделитесь с кем-то этой записью, не имеющей под собой, в общем-то, никакой доказательной базы.

Откуда берутся эти неправдивые истории? Иногда они появляются в результате чьей-то шутки, а некоторые ресурсы (например, Smixer или Hobosti) и вовсе занимаются публикацией только выдуманных новостей. Шутки шутками, но хорошо скроенная выдуманная история может обмануть даже опытного журналиста. Так фейки попадают на сайты серьезных информагентств.

Как распознать фейк

Чтобы не попасться на удочку дезинформаторов, обращайте внимание на несколько деталей.

Заголовок

Заголовок — это то, с чего вы начинаете знакомство с текстом. Соответственно, он должен привлечь внимание читателя, чтобы тот захотел прочитать всю статью. Для этого хитрые интернет-тролли придумали кликбейты.

Сравните два заголовка: «Книжная премия года: награду получили книги о стокгольмском синдроме и биполярном расстройстве» и «Книжную премию года получили сказки про Красавицу и Чудовище и принцессу Жасмин». Скорее всего, вы перешли бы по первой ссылке.

Это очевидный кликбейт — заголовок, который несет искаженный смысл, чтобы увеличить количество просмотров статей. В таких названиях часто используются слова типа «скандальный» или «невероятный», многоточия, вопросительные и восклицательные знаки, излишне эмоциональные высказывания.

Сайт-источник

Обращайте внимание на то, где опубликована новость. Многие сайты часто оказываются подделкой, поэтому внимательно смотрите, не затесалась ли лишняя буква или знак в адресную строку. 1000sovetov.ru и 1000-sovetov.ru — это не одно и то же!

Кроме того, каждый действительно хороший ресурс имеет раздел, в котором кратко рассказывается о проекте. У поддельных сайтов-однодневок такого раздела либо нет, либо он наскоро слеплен неумелыми копирайтерами.

Если вы сомневаетесь в прочитанной информации, поищите ее на популярных новостных сайтах, ведь иногда в мире действительно происходят вещи, в которые сложно поверить.

Фотографии

«На герб Североморска добавили трехголовую козу», — кричат вам из новостной ленты. Тут же приложено и доказательство — фото герба до и после изменений. Такие фото-доказательства должны располагать читателя к себе, но очень часто они становятся результатом умелой работы в фотошопе. Бывает и так, что настоящие фото используют в ложном контексте.

Чтобы не быть обманутым, отправляйтесь к первоисточнику фото. Для этого есть разные сервисы поиска по изображениям. Кроме дополнительных сервисов Google и Yandex, можно воспользоваться сервисом Tineye.

Оформление текста статьи

Любые сведения должны быть грамотно поданы. Да, редакторы тоже люди, и несколько ошибок могут проскочить в текст. Но если орфографические ошибки встречаются через строчку, а от лишних запятых и многоточий пестрит в глазах, то вряд ли этому источнику стоит доверять.

Реклама на сайте

Некоторые сайты используют контекстную рекламу, основанную на истории ваших запросов в поисковых системах. Это пример хорошей рекламы. Плохая реклама та, которая предлагает что-нибудь увеличить, нарастить, узнать, кем вы были в прошлой жизни или умереть, узнав ШОКИРУЮЩУЮ (именно так) новость о российской звезде или президенте.

Кликать на эти призывные заголовки, разумеется, нельзя, иначе рискуете подхватить вирус или скачать ненужную программу. Почему это важно для нашего вопроса? Хороший новостной сайт не станет размещать у себя такие подозрительные баннеры, поэтому, если экран пестрит разными «узнай/найди/убери/избавься», информацию лучше проверить с помощью других источников.

Опора на факты

«40 тысяч школьников считают уроки математики самыми лучшими в школе», — сообщает нам Интернет. При этом ни информации об опрошенных школьниках, ни ссылки на исследование или то, кто его проводил, источник не дает. Такая новость вряд ли окажется правдивой или хотя бы информативной.

Источник: 1000sovetov.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий